Баста и Гуф - герои нашего времени. Включите их трек в любом дворе и не успеет он дойти до середины, как уже соберутся какие-то школьники, а проезжающая машина просигналит и из неё вам помахает рука. Возможно и какая-то старушка что-то прокричит с окна про современную молодёжь. В общем, неравнодушных не останется.
Как же так вышло?
Тут всё просто. Причём, просто совсем не означает легко. Путь проложен трудом, а в перерывах были срывы и уход из музыки. Скажите лет 5 назад, что сейчас Басту и Гуфа будут слушать все, а песни и клипы крутить в ротации, вам бы никто не поверил.
Баста с Ростова, Гуф с Китая, но неведомая рука свела их в Москве. Интересно наблюдать, как сходятся два сильных и многогранных артиста, словно два ледокола идут рядом.
И очень тяжело не попасть под влияние, когда всё окружение от мала до велика слушает и обсуждает этих артистов. Золотая молодёжь, белые воротнички, бизнессмены, студенты, школьники и даже представители криминала неравнодушны к этой музыке. Песни играют из машин, из ресторанов, в клубах, в офисах, по радио, по ТВ. Что цепляет людей? Правда и простота. Эта лирика близка каждому. Просто о сложном - вот что такое Баста и Гуф. Даже песни о любви, тема которую избили поп исполнители, подвластна им. Любовь, дружба, ненависть, предательство, родина, долг - всё сказано такими словами, как будто кто-то прочитал наши мысли.
В отечественном хип-хопе не так много артистов, сумевших перебраться через психологический барьер, за которым - работа на широкую аудиторию. Баста - один из таких. Сегодня у него три альбома под именем БАСТА, два альбома под именем НоГГано, активное участие в проектах Братья Стерео и Нинтендо, а ещё солидные продажи и куча выступлений.
Первый "Баста", такой вот выход из темноты, демонстрировал совершенно привокзальный уровень душевности. Альбом был простым, одноэтажным. На втором сиротские интонации в голосе почти сошли на нет, возникла загадка и намек на много слоев и уровней; показалось, что не так уж и прост Баста – тут же и Ноггано подоспел.
Третий "Баста" – попытка пойти дальше, следующий шаг. Уровень дискуссий в интернете, касательно этой пластинки, только подтверждает его правильность. Ловить с такой публикой нечего. "Баста 3" – не про бит и флоу, не про вечные баттлы с самим собой, не про весь этот тру-хипхоп-инструментарий. "Баста 3" – это романтика, это расчет, это звук, это душа, это чувства, это чуйка на хит, это припев, это мелодия, это обаяние, это харизма.
Некоторые поклонники реп -музыки отнеслись к звучанию нового альбома с недоверием. Хотя, именно после него окончательно понятным становится то, о чем раньше заговаривали изредка и немногие: творчество Басты очень сложно и уже почти невозможно воспринимать его в реалиях русского рэпа. Зато оно все более четко соответствует определению "популярная музыка с человеческим лицом".
Популярность Басты имеет под собой простое основание, Вася пол жизни посвятил музыке и ему есть что рассказать своему слушателю.
Правда о людях, о стране, о милиции, о любви, о вере!
Гуфа зовут Алексей Долматов, но есть ощущения, что писать его биографию бессмысленно – он и так все рассказал в своих текстах. "Все правда, ничего не выдумано", – отвечает он на вопросы о происхождении этих историй. Именно эта правда, порой достаточно жесткая и неприглядная, и привлекает к нему повышенное внимание.
Первый альбом Гуфа назывался "Город дорог". Релиз поочередно пытались выпустить сразу несколько лейблов, он то и дело откладывался и наконец вышел в 2007 году. Несмотря на сильный и цельный материал, несмотря на наличие таких мощных треков как "Сплетни", "Ориджинал Ба", "Новогодняя","Новости", "Трамвайные пути", "Ямакаси" – мгновенной популярности, обилия концертов, восторгов в прессе как-то не было.
Чтобы преодолеть инерцию понадобилось еще полгода. Осенью 2007-го как раз вышел альбом Центра "Качели". Вот тогда все и началось – концерты, гастроли, а потом и массовая популярность после выхода клипа "Город дорог". Но эта часть истории уже неплохо известна.
На данный момент в дискографии Гуфа значится еще один альбом Центра "Эфир в норме" и выпущенный уже после ухода из группы сольный "Дома", а также альбом Баста\Гуф. Многое в его жизни поменялось радикально – Гуф женился, родился сын, он всерьез закончил с былыми привычками. Начинается новый интересный этап в его биографии.
Если и есть в мире справедливость, то вот вам ее проявление. Что Гуф, что Баста – оба могли не то что остаться в безвестности, а просто даже не дожить. Из тех, кто выжил в 90-е, эти к своим 30-ти обзавелись семьями, детьми и вообще, будто бы по тексту той мантры из "Трэйнспоттинга", выбрали жизнь. Может быть эта жизнь покажется пресноватой – "no alarms and no surprises, silence", сообщали о чем-то подобном все в тех же 90-х другие англичане. Реплики в адрес Гуфа, что куплетам не хватает прежней шокирующей остроты, конечно, уместны. Но что поделать, если наиболее шокирующим моментом отчетного периода для него стал полный отказ от наркотиков и алкоголя. Рассказано обо всем: как было раньше, что происходит сейчас, ну и про парный заезд на реабилитацию не умолчали. Кажется, у них сейчас одна на двоих биография, рассказанная под тягучие инструменталы в духе Нью-Йорка 90-х, но с ростовским выговором.
Вполне возможно, что впоследствии именно об этом материале и будут говорить: "Вот классический Баста". Потому что именно здесь он отыскал свой собственный правильный баланс между мелодией и рэпом. И потому что именно изданными в 2010-м году треками "Солнца не видно", "Под куполом урбана", "Ростов", "Хэндз Ап", "Любовь без памяти" (список можно продолжить) раскачиваются площадки практически любой вместимости.